Расследование катастрофы самолета польского президента Леха Качиньского Ту-154 близится к завершению, сообщил руководитель российской следственной бригады, расследующей авиакатастрофу, Михаил Гуревич. "В настоящий момент этап расследования пошел на финишную прямую. Сколько эта финишная прямая будет в части принятия процессуального решения по уголовному делу, по временным рамкам я не говорю, но этап такой наступил, окончания", - сказал Гуревич.
Как заявил генеральный прокурор Польши Анджей Серемет, "военные прокуроры готовы к проведению эксперимента на самолете Ту-154М бортовой номер 102 с целью регистрации работы оборудования и устройств, а также фиксируемых звуков". В свою очередь, военный следователь Рышард Филипович заявил, что окружная военная прокуратура намерена в ближайшее время провести в Кракове такой же эксперимент с Ту-154. По его словам, комиссия под руководством главы МВД Ежи Миллера будет проводить свой собственный эксперимент, а прокуратура - свой. Таким образом, Филипович не исключил, что будет проведен не один, а несколько экспериментов.
"Этот полет (эксперимент) должен показать в том числе, было ли у экипажа достаточно времени, чтобы прервать процесс снижения", - сказала пресс-секретарь польского МВД Малгожата Вожняк. Данный Ту-154 - единственный самолет этого типа, который остался в распоряжении 36-го спецполка польской авиации, отвечающего за авиаперевозки высших должностных лиц.
Польский Ту-154 разбился при заходе на посадку на аэродром "Смоленск-Северный" 10 апреля 2010 года. В самолете находились президент Польши, его супруга и часть руководства страны. Погибли все находившиеся на борту 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа.
Между тем, как отметил Михаил Гуревич, СК России не имеет доказательств, которые бы опровергли выводы Межгосударственного авиационного комитета о причинах катастрофы самолета Ту-154 президента Польши под Смоленском. Межгосударственный авиационный комитет МАК 12 января обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа. Материалы технического расследования свидетельствуют, что в кабине пилотов во время посадки находился главком ВВС Польши Анджей Бласик, в крови которого был обнаружен алкоголь. Согласно выводам экспертов, в том числе польских, его присутствие оказывало давление на пилотов и повлияло на их решение посадить самолет в Смоленске, несмотря на предупреждения диспетчеров.
В свою очередь, как отметил руководитель следственной бригады, расследующей авиакатастрофу, "аэропорт "Смоленск-Северный является государственным аэродромом авиации РФ и по своему оснащению и обеспечению полетов по согласованию между государствами мог принимать нерегулярные международные рейсы Як-40 и Ту-154".
Кроме этого, по словам Гуревича, данных о том, что чьи-либо незаконные указания могли повлиять на решение диспетчеров по польскому Ту-154, нет. По его словам, в рамках дела были допрошены более 130 свидетелей, и ни один из них не отказался давать показания, несмотря на то, что российское законодательство предусматривает такую возможность.
Между тем, официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин сообщил, что польская прокуратура не имеет претензий к условиям хранения и сохранности оригинальных записей бортовых самописцев самолета Ту-154М, разбившегося под Смоленском.