1 Главное озеро планеты
На 5276 километре дороги от Москвы поезд взбирается на Андриановский перевал, достигает пика и начинает самый крутой на всей Транссибирской магистрали спуск. Но не это важно: куда важнее вид, открывающийся из окна поезда. Как откровение появляется Байкал. И по мере того как спускается состав, все ближе подбирается озеро. И затем в течение двухсот километров поезд бежит по его живописному берегу. Байкал разнообразен, переменчив и многолик, поэтому предсказать, каким он предстанет проезжающим на сей раз, невозможно.
2 Ангасольская петля
История строительства Великой Сибирской железной дороги - это, в первую очередь, история борьбы человека с природой. О том, каких трудов стоил Транссиб инженерам и - главное - строителям, можно судить по петлям, которыми богата магистраль. Обходить приходилось не только возвышенности, но болотистые места и области вечной мерзлоты. Самая крупная из железных петель - Ангасольская. Там, где по прямой расстояние в километр, рабочим пришлось прокладывать семь километров путей. Для путешественников же петля - это один из самых экстремальных и живописных участков Андриановского перевала. Проходя Ангасольскую и Медлянскую петли, поезд наклоняется на 17 тысячных. Это самый резкий уклон на протяжении всей дороги.
3 Амурский мост
Самый длинный мост на пути следования - двухкилометровый, через реку Амур возле Хабаровска. Сейчас поезда курсируют по новому мосту, построенному в девяностые годы. Прежний мост, который называли царским, демонтирован. Но примечательна история его создания. На постройку моста было отведено два года, но все сроки были сорваны Первой мировой войной, и введен в эксплуатацию мост был только через год. Причина задержки - в организации производства: металлические фермы для моста, расположенного на Дальнем Востоке, отливались в Варшаве, на самом западе империи, затем доставлялись в Одессу и оттуда на пароходе через Индийский океан прибывали во Владивосток. Последние две фермы не дошли до места назначения: их потопил на полпути немецкий крейсер. В 1916 году строительство моста все-таки было завершено, а через четыре года большевики, отступавшие с боями от японских войск, взорвали два пролета. И только в 1925-ом мост заработал в полную силу.
4 Тоннель под Амуром
Параллельно Амурскому мосту проходит семикилометровый тоннель - самый длинный на всем пути следования. Кроме того, это единственное на российских железных дорогах сооружение, находящееся под водой. Проект тоннеля возник еще в 1913 году как альтернатива мосту через Амур. Но отвергнутый тогда, этот план пригодился через двадцать пять лет. Тоннель под Амуром строился как секретный объект на случай войны с Японией. К началу Великой Отечественной войны строительство было практически завершено, и в уже июле здесь прошел первый поезд.
5 Уникальный вокзал
Единственный в мире вокзал из мрамора, полностью из мрамора, вокзал-памятник тем, кто положил свои силы на строительство уникальной железнодорожной магистрали, находится на станции Слюдянка-1 на 5311 километре Транссиба. В качестве материла использовался нешлифованый мрамор трех цветов: белый, серый и розовый. Добывали его в местных каменоломнях. А зодчие были специально выписаны из Италии. В 2007 году была проведена реконструкция здания, и сейчас оно выглядит также парадно, как и сто лет назад, когда мимо него проезжали первые поезда.
6 Станции-призраки
Куда больше станций на пути следования не просто теряют со временем свой облик, но и исчезают с лица земли. Тайга и сибирская погода очень быстро, за четверть века, "съедают" оставленные человеком платформы и полустанки. Так, проезжая по Сибири и Забайкалью, можно случайно зацепиться взглядом за разрушенное кирпичное здание, одиноко стоящее в поле и уже облепленное травой. Это станция-призрак. Через несколько лет, глядя в окно, вы обнаружите на ее месте зеленый холм с уже пробившимся из-под земли тонким деревцем.
7 Город нищих
87 городов находится на пути следования транссибирского состава. Еще больше селений поезд пролетает без остановки. Среди вокзалов, по которым прохаживаются пассажиры, есть крупные и мелкие, величественные и унылые, шумные и безлюдные. Но - кажется - наиболее красноречиво о сегодняшней российской действительности свидетельствует вокзал пгт Амазар. Население поселка - около двух тысяч, занимаются местные жители лесозаготовкой. А дети зарабатывают иначе. Когда поезд останавливается, вагоны буквально атакует толпа оборванцев семи-двенадцати лет. Они ничего не продают: они требуют денег, хлеба, какой-нибудь еды. Станции-призраки и Амазары - вот что порой встречается сегодня на Великой Сибирской железной дороге.