В мифах, легендах и сказаниях большинства народов мира присутствуют оборотни. В зависимости от того, какие звери обитают в местности, оборотни могут превращаться в волков, как считали в Европе, в гиен, как верят до сих пор в Африке, в койотов, змей и кондоров, как полагали индейцы. Не обошла стороной тема оборотней и славянские сказания.
Множество славянских сказочных персонажей обладают способностью перевоплощения. Царевна-лягушка, Кощей Бессмертный, Серый Волк и многие другие в полной мере демонстрируют волшебные свойства оборотней. Отличие персонажей славянских сказаний в том, что они не просто меняют форму, но могут превращаться и в различные неодушевленные предметы. Занятен также и способ перевоплощения, требующий от оборотня удариться о землю. В более поздних легендах возможность перевоплощения меняет свое качество и становится из преимущества проклятьем. Так, оборотнями стали считать ведьм и некрещеных детей.
Наиболее часто встречается все же именно эта разновидность оборотня. В разных странах он называется ликантропом или вервольфом. На Руси же тех, кто мог превращаться в волка, называли волколаками или волкодлаками. В своем волчьем обличье он выглядел как очень крупный волк, демонстрируя при этом повадки человека. Иногда что-то человеческое могло сквозить и в его облике. Этот тип оборотня был самым распространенным, в особенности среди всевозможных волшебников. Для того чтобы превратиться в волка, колдун должен был совершить определенный ритуал. Нередко для превращения требовалось использовать какой-либо особый предмет, через который надлежало переступить, перепрыгнуть или который следовало бросить над собой. В этом случае для возвращения человеческого облика нужно было повторить то же действие, только в другом порядке или в другую сторону. Позднее возникло поверье, что некоторых людей высшие силы наказывают оборотничеством за их грехи. Считалось, что волколака можно отличить по некоторым признакам. Так, их волосы походили на волчью шерсть.
Истоки легенд об оборотнях уходят в великую древность. Древнегреческий историк Геродот рассказывает о некоем племени невров, жившем там, где в наши дни находятся Белоруссия и Украина. Геродот уверял, что несколько дней в году это племя проводит в волчьемобличье. Вероятнее всего, таким искаженным образом дошли до него или были им истолкованы сведения о славянских праздниках, во время которых ряженые нередко переодевались, в том числе и дикими зверьми. Римские и византийские источники также говорят о способности славян к оборотничеству. Так, в этом обвиняют полоцкого князя Всеслава Брячеславича, присутствующего на страницах "Слова о полку Игореве", но, скорее всего, речь идет об иносказании, ведь тех, кто демонстрировал особые силу, удаль или ум, нередко сравнивали с теми или иными животными.
В настоящее время считается, что истории об оборотнях имеют под собой несколько причин. Одна из них — психическое заболевание, помешательство, вынуждающее человека считать, что он является каким-либо животным. Еще во втором веке нашей эры греческий ученый Марцелл Сидийский описывал подобное состояние человека. Еще больше документов сохранилось со времен инквизиции.
Также в качестве причины можно назвать генетическую аномалию, приводящую к гипертрихозу, то есть повышенному произрастанию волос на теле, а иногда и по всему телу человека. В настоящее время, когда причины болезни известны, к ней нет опасливого отношения, но в древние времена любые подобные отклонения могли вызывать безотчетный страх.
Еще одной причиной могли быть дети-маугли, выросшие в дикой среде, воспитанные животными, их поведение не имело никакого сходства с человеческим.
В том, что касается славян, некоторые из этих причин выглядят маловразумительно. К людям, страдающим психическими отклонениями, на Руси относились с особым вниманием, нередко полагая, что они общаются с высшими силами, а выживание ребенка-маугли в условиях русской зимы представляется невозможным.
Наиболее вероятной причиной появления историй об оборотнях у славян следует считать наблюдение за волками. Волки в те времена были многочисленными, охотятся они по ночам, когда выбирается в мир всевозможная нечисть, волчий вой пугает и завораживает, движется волк в лесу бесшумно и почти незаметно, в стае действует слаженно, демонстрируя временами кажущийся невероятным ум.
Учитывая многочисленные жертвы среди людей от волчьих клыков, все это вполне могло придать волкам в представлении людей свойства сверхъестественные, как придавая им черты человека, так и делая их посланниками темных сил.