Одним из распространенных персонажей в русских сказках является Леший. Он представляет собой комплексный сложный персонаж, присутствующий в сказаниях различных народностей и имеющий множество имен. Иногда его называют лесным духом, лесным хозяином, лесовиком, различается он также своим отношением к людям. В некоторых случаях он является лесным богом, в других помогает людям, а иногда может оказаться воплощением стихий.
Славянские народы жили на землях, по большей части заросших лесами. Лес составлял огромную часть жизни наших предков.
Дерево было материалом для строительства, им топили печи, в лесу собирали грибы и ягоды, били зверя. Но помимо всего этого, лес хранил в себе и множество опасностей. Дикие животные, хищники, медведи и волки могли напасть на человека, не говоря уже о том, что он мог травмироваться или заблудиться, особенно если шел по незнакомому пути, мог угодить в болото или упасть в овраг.
Несмотря на то, что люди жили возле леса, он продолжал оставаться местом таинственным и хранящим много неведомого. Полный множества звуков, а ночью и странных огней, лес позволял думать о себе как о хранилище всевозможных чудес. Будучи воплощением духа леса, Леший во многом стал источником всего непонятного, что мог встретить, увидеть или услышать человек в лесу.
Обычно его немного боялись, как властителя бескрайнего леса, но в то же время испытывали и уважение, так как в большинстве случаев сказания говорили о его мудрости и справедливости.
Описания Лешего редко когда отличались подробностями. Иногда говорили, что он не отбрасывает тени, носит лапти наоборот, что его можно увидеть, взглянув через правое ухо лошади, а глаза его пылают зеленым волшебным пламенем.
Имеется у Лешего и ряд особенностей, позволяющих взглянуть на него по-другому. Так, он нередко имеет облик неряшливого старика, появляется из лесной чащобы с криком и отвратительным смехом, отвечает на доброе отношение добром, а в ответ на зло может причинить множество неприятностей.
Появляется Леший обычно вечером или ночью. Иногда он описывается как человек, полностью покрытый шерстью, и тогда имеет прозвище "дикого человека". Такого Лешего, даже если он оказывался зловредным, было легко перехитрить, так как умом он не отличался и говорить не мог.
Обиталищем для Лешего могли служить заброшенные избы или охотничьи домики. Другие Лешие странствовали по лесу. В некоторых сказаниях говорилось о деревнях, где живут Лешие. Они обустроены почти как человеческие, с домашними животными, хозяйством и старейшинами.
Случалось, что Лешие похищали женщин и детей и оставляли их жить с ними, но нередко пленникам удавалось сбежать и вернуться к людям. Леший мог и договариваться с людьми. Обычно ему предлагали что-либо вкусное, выпечку или сладости, а в обмен он указывал в лесу ягодные или грибные места или мог сам помочь в тяжелой работе.
Если говорить о реальных прообразах Лешего, то можно вспомнить криптозоологическую версию о том, что таковыми были неандертальцы, каким-либо образом дожившие до нашего времени.
Наука считает, что неандертальцы обитали примерно 30 тысяч лет назад, сосуществуя с нашими предками кроманьонцами. Внешний вид неандертальца описывается так, что сходство с Лешим становится несомненным. Волосатое существо, напоминающее человека, сильное, живущее семьями в пещерах, землянках, способное строить простые дома и вести хозяйство, все это вполне соответствует образу Лешего.
Неандертальцам был известен огонь, и они могли приручать животных. Существенным отличием от кроманьонцев была слаборазвитая речь, что также отмечает собой сходство с описанием Леших.
Учитывая, что кроманьонцы и неандертальцы были противниками, неудивительно, что последние пытались скрываться в глубине лесов. Учитывая близость видов, они способны были приносить потомство при скрещивании, для чего неандертальцам и могли понадобиться похищенные женщины.
Но имеется и более достоверное предположение, согласно которому Лешими были изгнанные из человеческого общества индивидуумы, больные такими заболеваниями, как порфирия, лейшманиоз или проказа. Эти болезни приводят к изменениям во внешнем виде и психике, что и могло вынудить людей изгнать больных из поселений.
В любом случае нельзя отрицать пользу Лешего для наших предков. Проведение ритуала, призванного задобрить Лешего, делало пребывание в лесу не таким страшным и вселяло в человека дополнительную уверенность в своих силах.