Горячие искры холодной войны

Горячие искры холодной войны

12 июля 2018 09:15

Уже двадцать семь лет прошло с тех самых пор, как завершилось одно из самых масштабных политико-экономических межнациональных противостояний в истории человечества. Борьба за сферы влияния, попытка тотального контроля и постоянные проверки на прочность - стали визитной карточкой этого периода. Особым этапом холодной войны принято считать обострение ситуации в дальневосточном регионе. Столкновения между Северной и Южной Кореей в начале 1950-х годов развязалась практически у самой советской границы.

Незавершившийся процесс объединения страны, после операции по приёму капитуляции японских войск, привёл к распаляющемуся конфликту между властителями Северной и Южной Кореи: ставленником СССР Ким Ир Сеном и избранником южнокорейцев Ли Сен Маном. Ни тот, ни другой не хотел отказываться от власти, и оба хотели распространить свою волю на всю территорию Корейского полуострова. Следствием перерастания данной щекотливой ситуации в вооружённое столкновение стало опосредованное участие Союза Социалистических Республик и военных сил США в разрешении данной проблемы. В сложившейся ситуации избежать реальных военных стычек было практически невозможно...

Сперва американские и южнокорейские самолёты многократно нарушали воздушное пространство Советского Союза. Это привело к постоянным приказам командования о перемещении и рассредоточении военной техники с целью сохранения конфиденциальности данных о численности и типах вооружений различных объединений и частей. Это отрицательно сказывалось на эмоциональном состоянии личного состава. Многократные перелёты и перемещения в условиях переменчивой погоды были серьёзной проверкой на стрессоустойчивость. Коснулась канитель с перебросками и 821-го авиаполка.

На его балансе, в основном, значились поршневые «Королевские кобры», поставленные Британией и США в годы второй мировой войны по ленд-лизу. Старая конструкция, обладающая большим количеством изъянов, делала этот самолёт бесполезным в бою с реактивными собратьями. К сожалению, цена на них была слишком высока, чтобы отказаться от их эксплуатации всего через 7 лет после приобретения.

7 октября 1950 (суббота) от штаба ВВС Красной Армии поступил приказ о перемещении техники на полевую базу Тихоокеанского флота под кодовым названием «Сухая речка». Воскресным утром командир полка отрапортовал, что все до единого аппараты были размещены в указанной точке и ожидали последующих указаний. Ничто не предвещало беды.

В четыре часа дня по местному времени два неопознанных реактивных самолёта на бреющем полёте подошли к базе и обстреляли её, скрывшись столь же стремительно, как и появились. Ни один советский самолёт не стал подниматься в небо, чтобы догнать нападавших: устаревшие двигатели, в любом случае, не смогли бы догнать технику неприятеля.

Как оказалось впоследствии, атакующими были новейшие самолёты F-80, принадлежавшие ВВС США, оснащённые по последнему слову техники. В ответ на ноту протеста, американский посол заверил советское правительство, что данный инцидент был ничем иным, как ошибкой пилотов, связанной с низкой видимостью и поломкой системы навигации.

По мнению советских участников события, ответ американского правительства был просто ложью, а данная акция - провокацией Советского Союза для легитимизации активных боевых действий. Причина подобного заявления очень проста: в тот день над данной территорией находился антициклон и в небе не было ни единого облачка. К тому же, внешний вид береговой линии сильно отличается от того, берега около корейских баз. Это позволяет однозначно заявить: нападение не могло быть случайностью - только спланированной военной операцией. К тому же, очевидна и мотивация: активный ответ Красной Армии стал бы отличным поводом для высадки корейско-американских войск с целью создания дополнительного фронта на севере КНДР.

Американские самолёты ещё не раз навещали данный регион с аппаратами фотосъёмки, пока командование Красной Армии не направило туда несколько ударных звеньев с современными реактивными истребителями. После этого нарушения воздушного пространства прекратились как по волшебству.

Стыдно признавать, что о трагедии потомкам могут поведать лишь немногочисленные упоминания в архивах и небольшой железный монумент без имён и опознавательных знаков, за которым, к сожалению, сейчас никто не следит...

Марк Глухов
Популярное