Один из древнейших исторических памятников находится на грани забвения.
Речь идёт о древнем городе Увек, останки которого покоятся на территории города. Утварь, монеты, бытовые принадлежности. Всё это в опасности из-за отсутствия систематического подхода к изучению и противоправной деятельности жителей. Чёрные копатели, недобросовестные работники местной администрации, не чистые на руку бизнесмены — все, с слаженностью, которой позавидовал бы симфонический оркестр, вносят свой неоценимый вклад в уничтожение культурных слоёв региона.
В настоящее время, единственная организация, занимающаяся изучением данного исторического объекта — Саратовский областной музей краеведения. Несмотря на грант, полученный им от Российского гуманитарного научного фонда, имеющихся средств крайне мало для полноценного исследования. Чтобы провести полноценные раскопки, порой, требуются годы упорного труда и соответствующее материальное обеспечение: от банальных лопат, до спец. растворов и реагентов.
"Деньги — это пол беды" — заявляют работники музея. По их словам, самой большой проблемой является нарушение культурных слоёв. Самые крупные из них происходили при создании ветки приволжской железной дороги и современном многоэтажном строительстве. И если железнодорожников можно понять (в послевоенное время голод и разруха были куда более насущными вопросами, чем история давно минувших дней), то современных застройщиков — сложно.
Согласно современному законодательству, строительство любых объектов в рамках территории, считающейся частью культурного наследия — противоправное явление и карается большими штрафами. Однако застройщики не желают этим заниматься. Им легче заплатить мзду или штраф, чем дожидаться окончания охранных раскопок. "Пусть разберутся кто они: бизнес или учёные — возмущается один из них — почему это мы им должны платить?".
Однако они не берут в расчёт, что подтверждение высказанных историками гипотез приведёт к формированию нового туристического центра на Волге, влекущего инвестиции в данный регион. А это, с большей долей вероятности, положительно скажется на уровне жизни людей всех близлежащих земель: налоговые отчисления в муниципальную и региональную казну с денег туристов, новые рабочие места и прочие преимущества от денежных финансовых извне.
К сожалению, язык сиюминутной выгоды и язык культуры редко пересекаются. Хотя и сложно поспорить с тем, что Увек — это исторический объект мирового масштаба, планомерное изучение которого позволило дало бы многое как всемирному научному сообществу, так и России. Однако провести необходимые изыскания не удаётся по вышеупомянутым причинам. А то малое, что есть — разворовывается: чёрным копателям ведь не приходится ждать открытых археологических листов и разрешения местных властей. Вот учёным и остаётся только одно — привлекать внимание общественности. По-другому добиться справедливости так и не удалось.