К сожалению, молодое поколение ассоциирует слово "Буран" с погодным явлением. И уже многие не помнят, что на закате жизни великой страны было событие, которое могло в корне изменить всю космическую программу США и начать ход исследования космоса совершенно в новом направлении.
Работы начались в 1976 году. На должность главного конструктора был приглашен талантливый, но немолодой (67 лет) киевлянин Глеб Евгеньевич Лозинский.
Это был очень требовательный к себе и своей команде человек. Говорят, что у него на совещаниях люди падали в обморок. А за глаза его называли Гнев Евгеньевич.
К сожалению, в то время тотальной секретности сами разработчики не совсем понимали, что они строят. Правительство поручило построить что-то, что может доставлять неизвестно что на орбиту. Конечно, все понимали, что речь идет о боевом корабле.
Если бы задача состояла в том, чтобы сделать исследовательский аппарат, то все могло быть совсем по-другому. Но к моменту, когда корабль был уже построен, Горбачев вовсю жал руку Рейгану и божился в разоружении.
Космический челнок "Буран" в корне отличался от американских шаттлов. Помимо конструктивных различий, наш Буран выводила на орбиту уникальная ракета "Энергия", самая мощная на тот момент в мире. Основным отличием от американских шаттлов было то, что "Буран" мог очень сильно маневрировать в космосе. Это достигалось благодаря мощным двигателям. У шаттлов такой возможности не было. Планировалось разместить на борту "Бурана" сверх мощную лазерную пушку, которая могла бы сбивать вражеские спутники.
15 ноября 1988 года состоялся первый и единственный полет космического комплекса "Буран-Энергия". Полет прошел довольно удачно. Был даже момент, когда в ЦУПе здорово напряглись. При посадке автоматика немного изменила курс. Причиной был сильный боковой ветер. Так стало ясно, что машина даже умнее создателей. Но несмотря на успешный запуск и посадку руководство страны холодно встретило это событие. Горбачев даже пожурил главного конструктора: мол, слишком дорогое удовольствие.
После холодной реакции центрального политбюро Лозинский скажет: "Эх, теперь нас точно закроют". Проект пожил еще немного, в 1989 году "Буран" на спине новой "Мрии" прокатился в Ле Бурже. Затем еще несколько раз появлялся на публике на парадах, и в 1993 году программа была полностью свернута.
Затем космодром "Байконур" поделили между Казахстаном и Россией, а сам "Буран" и ракетоноситель остались гнить в огромном ангаре с прохудившейся крышей. Со временем крыша обвалилась и похоронила под собой великое творение человеческой мысли.
Так закончилась короткая жизнь великого дела рук человеческих. Оно ушло в небытие вместе с великой страной. Не случись этого, возможно, сейчас пилотируемые полеты в космос были бы сродни полетам на гражданских самолетах.
Возможно, Луна давно имела бы исследовательские и туристические базы.
Но кто знает, может, все еще впереди. Ведь говорят, что официальных документов о закрытии проекта никто не видел.