К середине 18 века в Российской Империи крепостные крестьяне не обладали практически никакими правами. То, что дворяне относились к ним как к неодушевленному имуществу, было обыденным делом, и получило почти повсеместное распространение. Регулярные издевательства и возросшее количество убийств крепостных крестьян уже не поддавалось никакому объяснению. Но даже на таком фоне, то что происходило в имении помещицы Салтыковой, являлось высшим проявлением этих ужасающих деяний.
В возрасте 25 лет, после смерти мужа, Салтыкова получила в наследство несколько поместий и около 600 крепостных крестьян. Если до смерти мужа эта женщина была богобоязненной и за ней не замечалось особого рукоприкладства, то уже через полгода она начала регулярно бить и издеваться над прислугой. Сначала била сама, всем чем под руку подвернется, а затем отправляла пороть на конюшню. Со временем побои становились все тяжелее, а издевательства- разнообразнее. Помещица могла обварить жертву кипятком или сжечь ей волосы на голове, таскать за волосы и бить головой о стену, морить голодом и оставлять нагими на морозе. Могла собственноручно пытать и забить до смерти ребенка. В ходе следствия установили, что помещица Салтыкова убила 75 человек, среди жертв преобладали женщины и девушки.
Об ужасах, творящихся в поместьях Салтыковой, Екатерина II узнала накануне коронации на российский престол. Имея желание показать народу свою приверженность к идеям просвещения и приструнить разгулявшееся дворянство, Екатерина II разрешила расследовать это возмутительное дело.
В 1764 году Салтыкова была арестована. Собранные следствием факты душегубства, коррупции и издевательств над крестьянами были переданы в Сенат. Никто не сомневался в том, что Салтычиха будет признана виновной по всем статьям. Какое должно быть наказание предстояло решить самой императрице. Перед Екатериной II стоял непростой выбор: либо смертная казнь, либо пожизненное заключение в подземелье монастыря, в помещении без солнечного света и без общения с внешним миром. Императрица сохранила жизнь Салтычихе, хоть и назвала ее «уродом рода человеческого».
Приговор был объявлен на Красной площади. Салтыкову, прикованную к позорному столбу, лишили дворянства и фамилии. Но Екатерина II и предположить не могла, что эта обреченная на содержание в нечеловеческих условиях женщина, проживет еще 33 года, из которых 22 года проведет в помещении с крошечным оконцем, в которое на нее будут смотреть любопытствующие посетители.