В начале января 1919 года части Красной армии находились всего в 35 километрах от Ревеля (нынешнего Таллина). Казалось, еще немного и столица Эстонии будет взята.
Но эстонцам удалось отбиться. И большую роль в этом сыграли бойцы Псковского корпуса, которым командовал полковник Антон Дзерожинский.
Псковский корпус, который тогда же был переименован в Северный, с конца 1918 года действовал совместно с частями эстонской армии, подчинявшимися правительству в Ревеле.
В Красной армии, надо заметить, тоже были эстонские части - "красное" правительство было сформировано в Нарве.
Командующий Эстонской армией генерал Йохан Лайдонер в ходе боев под Ревелем назначил Дзерожинского командиром Северного корпуса. Это была своего рода "взятка" - эстонцы рассчитывали, что Дзерожинский (поляк по происхождению) признает независимость Эстонии. Однако полковник отказался это делать, заявив, что не хочет брать на себя ответственность.
В результате вместо него на должность командира корпуса был назначен генерал Александр Родзянко, который был куда покладистей насчет признания эстонской независимости. Дзерожинский оставил пост добровольно, согласившись на должность командира 1-й стрелковой дивизии.
Корпус сыграл большую роль в отражении наступления Красной армии на Эстонию. И одним из самых энергичных его командиров был именно Антон Дзерожинский. Его дивизия участвовала летом 1919 года на Петроград. Тогда же Дзерожинский был произведен в генерал-майоры. За успешное ведение боевых действий осенью того же года он был произведен в генерал-лейтенанты.
Именно его дивизия (к тому времени уже 1-ая отдельная) стала последним резервом Северо-Западной армии Николая Юденича во время решающих боев под Гатчиной в октябре 1919 года.
Затем дивизия отступала с боями на территорию Эстонии. В декабре ее разоружили части эстонской армии - правительство этой прибалтийской республики решили помириться с большевиками в обмен на признание независимости. Дивизия осталась без оружия и даже без крова над головой, то есть фактически брошена на произвол судьбы.
В частях белой армии вспыхнула эпидемия тифа. Антон Дзерожинский вместе с другими офицерами пытался с эпидемией, хотя из-за отсутствия хоть какой-то помощи со стороны эстонского правительства сделать это было крайне трудно.
Впоследствии Дзерожинский покинул Эстонию и уехал в Польшу. Сведения о нем теряются после начала Второй мировой войны.
Читайте также:
Битва на Липице: одно за самых жестоких сражений Древней Руси
Как немецкие рыцари провалились под лед в сражении с отцом Александра Невского
"Советский ковчег": как из Америки к большевикам отправили пароход с инакомыслящими
Как полиция и добровольцы разогнали первую политическую демонстрацию в России