Достаточно хорошо известен тот факт, что император Павел I довольно неприязненно относился к генерал-фельдмаршалу Александру Васильевичу Суворову. Однако в реальности дело обстояло куда сложнее. Ведь именно Павел присвоил Суворову звание генералиссимуса. И даже был момент, когда император отговорил полководца от желания уйти в монастырь.
Причины неприязни Павла к Суворову, в общем, можно попытаться объяснить. Император испытывал неприязнь к людям, которых в свое время отличала его мать, Екатерина II. Александр Васильевич как раз относился к числу таковых.
Кроме того, известно, что Суворов скептически относился к попыткам императора внедрить в русскую армию прусские военные порядки и обычаи. Здесь, в общем, речь скорее шла о разных взглядах на повышение боеспособности и дисциплины армии. Некоторые специалисты полагают, что к концу правления Екатерины II русская армия в массе своей представляло собой не самое впечатляющее зрелище. Исключение составляли только те части, которыми командовал Суворов.
Но Павел I считал возможным добиться положительного результата только при помощи сугубо жестких методов. То, что называют "палочной дисциплиной". Он, как и его отец, Петр III, был большим поклонником прусского короля Фридриха Великого.
Маршировать действительно стало лучше — но Суворов высмеивал императорские нововведения, считая, что это только внешняя сторона дела.
В общем, спустя три месяца после смерти Екатерины полководцу было предписано выехать в имение, расположенное неподалеку от белорусского города Кобрин. Оттуда от местного начальства императору немедленно прислали донос о подготовке Суворовым какого-то "бунта". После чего ему было велено переехать в другое имение, в Нижегородской губернии.
Надо сказать, что Павел интересовался жизнь полководца. В частности, император повелел ослабить надзор над Суворовым. Кроме того, к полководцы иногда приезжали соратники и высокопоставленные военные. Через одного из них император осенью 1798 года попросил совета, как вести войну с Наполеоном.
Полководец такой совет дал. Точнее их было даже несколько. Но бездеятельность не могла не раздражать такого человека, каким был Александр Васильевич. И он решил удалиться в монастырь. О чем и сообщил в очередном письме императору в декабре 1798 года, прося дозволения на этот шаг.
Ответа пришлось ждать почти два месяца. И он оказался не таким, на какой рассчитывал Суворов. Император просил его принять командование над армией, которая отправлялась в Италию на помощь австрийцам. Павел уверял Суворова, что во главе армии его попросил поставить знаменитого русского полководца австрийский император (а того, в свою очередь, очень просили англичане).
Так вместо монастыря Александр Васильевич отправился в свой знаменитый Итальянский (а затем и Швейцарский) поход.
Читайте также:
Почему Кутузов был против погони за Наполеоном в Европе
Первая победа: как русские разбили шведов после унижения у Нарвы
Штурм Измаила: почему взятую Суворовым крепость возвратили Турции