"Караул устал", — это слова матроса Анатолия Железнякова ("Матроса Железняка") в советские времена преподносились как издевка над той бессмысленной говорильней, которую представляло собой Учредительное собрание. Мол, ничего большего, кроме такого заявления и закрытия, оно и не заслуживало.
В последние годы существования Советского Союза и после его развала слова Железнякова стали трактоваться по-другому: дескать, это символ произвола по отношению к всенародно избранному органу законодательной власти.
Но что на самом деле сказал Железняков депутатам ранним утром 19 января 1918 года? Согласно официальной биографии "Матроса Железняка", он подошел к председателю собрания, эсеру Виктору Чернову, "положил ему на плечо сильную руку" и сказал: "Прошу прекратить заседание! Караул устал и хочет спать…"
Согласно другому варианту (тоже вполне официальному), Железнов якобы сказал тому же Чернов (и опять-таки, положив руку на плечо): "Караул устал. Прошу прекратить заседание и разойтись по домам". Но перед этим он заручился поддержкой Павла Дыбенко, депутата "Учредилки" от большевиков.
Но есть и еще один вариант. Согласно ему, Железняков сказал председателю собрания: "Я получил инструкцию, чтобы довести до вашего сведения, чтобы все присутствующие покинули зал заседаний, потому что караул устал".
То есть в данном случае это не выглядит инициативой именно самого Железнякова — ему просто поручили передать это требование с издевательской ссылкой на усталость караула.
Николай Бухарин потом вспоминал, что Ленин, рассказывая об этом эпизоде, долго и взахлеб смеялся.
Тут еще следует напомнить, что сам-то Железняков не был большевиком. Он, как и многие матросы, был анархистом. Но летом 1919 года погиб в бою с белогвардейцами на Украине. А потому препятствий для героизации его образа в случае с Учредительным собранием не было.
Читайте также:
Странное восстание: как декабристы обманули солдат Черниговского полка
Последняя точка: как был упразднен Советский Союз
Загадочная история: готовил ли Врангель переворот в Болгарии?
Как полиция и добровольцы разогнали первую политическую демонстрацию в России