В начале марта 1238 года монгольские завоеватели взяли наконец небольшой город-крепость Торжок, стоявший на границах владений Великого Новгорода. По сути, путь к самому богатому городу Северо-Восточной Руси был открыт. Однако Батый и его военачальники повернули обратно. Почему?
Самое распространенное объяснение - из-за весенней распутицы. Мол, это обстоятельство стало такой серьезной проблемой, что монгольские завоеватели повернули прочь от Новгорода, не дойдя до города всего ста километров.
Но действительно ли в этом заключалась главная причина? Зная об упорстве, с которым монгольские военачальники добивались поставленных целей, можно сказать, что нет. Едва ли их испугала бы перспектива разлива озер и рек. Тем более, что до города оставалось идти дня четыре-пять. И то не слишком торопясь...
Вторая причина - потери, уже понесенные завоевателями во время осад и сражений с русскими князьями. Этот вариант тоже нельзя сбрасывать со счетов. Но стоит заметить, что осада того же Торжка стала первым примером, когда русский город сопротивлялся две недели. До этого максимум был пять-шесть дней. То есть примерно столько времени, чтобы развернуть осадные орудия. Также нет достоверных данных о том, что в сражениях с князьями монгольская армия понесла серьезные потери.
Усталость воинов? Вообще говоря, они вели и куда более продолжительные кампании до походов на Русь. Так что и этот вариант маловероятен.
Наконец, высказывались предположения, что новгородские бояре могли откупиться. Но опять-таки, достоверных подтверждений этому нет.
Возможно, речь можно вести о комбинации всех вышеуказанных факторов и еще каких-то, о которых нам неизвестно. Но единственный факт заключается в том, что монголы до Новгорода так и не дошли. И их войска вообще никогда не осаждали этот город - что уже было уникальным явлением для происходившего тогда на Руси.
Читайте также:
Нашествие Батыя: был ли у Руси шанс отбиться?
Загадка "злого города": почему Козельск отбивался от Батыя намного дольше других
Последний поход Золотой Орды на Москву: почему сын Дмитрия Донского бросил столицу