В начале марта 1917 года в Киеве прошла многотысячная демонстрация. Понятно, что это был отклик на события, происходящие в столице к тому моменту уже бывшей Российской империи. И лозунги, под которыми выступали киевские демонстранты, в некотором смысле были пророческими.
Некоторые из участников митинга требовали автономии для Украины. Другие выступали за "свободную Украину" во главе с гетманом. Третьи хотели "свободной Украины в свободной России".
Эта разноголосица отражала противоречия в вопросе о будущем статусе Украины. Наиболее сильными были позиции так называемых "самостийников", которые требовали немедленно объявить о независимости Украины.
Но не менее сильны были и позиции так называемых "автономистов". Которые также выступали за создание украинского государства. Однако будущее его видели как автономную республику в составе федерации с Россией.
Впрочем, оба "центра влияния" довольно быстро договорились о создании Украинской центральной рады. От имени которой и шло дальнейшее общение с Временным правительством.
"Самостийники" рассчитывали, что в дальнейшем смогут усилить свои позиции и ограничить влияние "автономистов" — а то и вовсе переубедить их относительно перспектив отношений с Россией. Как показали дальнейшие события, расчет этот был в целом верен.
Временное правительство демонстрировало поразительную слабость в вопросах, касавшихся национальных территорий. По сути, дело было в значительной степени пущено на самотек. Эта проблема не казалась требующей немедленного внимания. Были и другие, более близкие — влияние Советов (а в Киеве этого двоевластия в тот момент не было) и фактический развал армии.
То есть, вникать в ситуацию на Украине, а уж тем более вести там тонкую политику, играть на противоречиях "самостийников" и "автономистов" в Петрограде было попросту некому.
В Киеве, довольно быстро убедились в слабости Временного правительства. И в поняли, что в большой степени предоставлены сами себе. А потому сторонники независимости в скором времени подчинили своему влиянию Центральную раду. Оставалось только оформить независимость юридически. И здесь ставка была сделана на Германию. Но это уже тема для другого рассказа.
Читайте также:
Упустили шанс: большевики сами помогли Деникину
Интервенция: зачем большевики пустили англичан в Мурманск
Почему большевики засекретили перенос столицы из Петрограда в Москву
Полузабытое восстание: как сибирские крестьяне поднялись против большевиков