После разгрома объединенного русско-половецкого войска на реке Калке в мае 1223 года монгольские военачальники Джэбэ и Субэдэй по каким-то причинам не пошли на Русь. Можно, конечно, предполагать, то у них попросту не было для этого сил и во время сражения монголы понесли большие потери.
Но дело в том, что и русские дружины — как отмечают все летописи — были разбиты наголову. Может это и преувеличение, но домой вернулся только каждый десятый из выступивших в поход против монголов.
Как бы там ни было, Джэбэ и Субэдэй повернули обратно. Однако возвращались во владения Чингисхана они не тем же путем, что пришли — то есть не через Кавказ и далее через Иран в Центральную Азию. Они повернули на северо-восток — в сторону Волжской Булгарии.
Как известно, здесь монгольское войско потерпело поражение. Но обстоятельства произошедшего не слишком-то ясны. Известно, что сражение было. Известно, что монголы потерпели в нем жестокое поражение — якобы уцелело всего 4000 человек, среди них и оба полководца. Можно предполагать, что монголы попались на тот же прием, что ранее ими использовался в сражениях, в том числе на Калке. Их ложным отступлением заманили в ловушку, после чего и разбили.
Но непонятно, что из себя представляла монгольская армия, которая вторглась в Булгарию. Если на Калке действительно были большие потери, то вторжение в незатронутое войной государство было, скажем так, откровенной авантюрой. Ни Джэбэ, ни Субэдэй авантюристами не были. Это были опытные и талантливые военачальники, прекрасно понимавшие, что делать можно в той или иной ситуации, а что — не стоит.
Вероятнее, это была, что называется, разведка боем. Монголы таким образом оценивали силы будущих вероятных противников. В случае с половцами и русскими на Калке оценка была удачной, в случае Булгарии — нет.
Как бы там ни было, но через 12 лет именно Субэдэй вернулся в Булгарию с 30-тысячной армией. И на этот раз монголы действовали куда осмотрительнее — урок, преподанный им ранее, был усвоен.
Читайте также:
Суздальская катастрофа: как татары преподали урок московскому князю
Мог ли Александр Невский направить Орду против своего брата
Как самый сильный владимирский князь заложил "мину" под свое государство
Битва под Коломной: сражение, в котором удалось почти невозможное