В 1687 и 1689 годах русская армия под командованием князя Василий Голицына предприняла два больших похода на Крым. В отечественной истории эти походы часто преподносят как пример бездарного командования и организации — притом, что русское войско численно значительно превосходило противостоявшее ему отряды крымского хана.
Наступление на владения крымского хана велось в рамках русско-турецкой войны, которая была частью так называемой Великой Турецкой войны. Европейская коалиция в составе империи Габсбургов, Русского царства, Речи Посполитой и Венеции вело борьбу с Османской империей и Крымским ханством.
Войска под командованием князя Голицына дважды подходило к Перекопу, однако до вторжения в Крым дело так и не доходило. Почему фаворит фактической правительницы государства царевны Софьи (в письмах она назывла его не иначе как "Васенька") так и не решился сделать решающий шаг?
Главная проблема заключалась в из рук вон плохо организованном снабжении громадной армии. В первом походе насчитывалось 150 тысяч человек, во втором — 112 тысяч. Войска крымского хана практиковали тактику выжженной земли, устраивая в степи пожары и отравляя колодцы.
Тактика древняя, но — как оказалось — вполне работающая. Почему командование русской армии не придало значения таким вполне очевидным действиям татар — загадка. Хотя в русском войске были и запорожские, и донские казаки, которые были вполне осведомлены о методах боевых действий в степи и тому, как противодействовать предпринимаемым противника мерам.
Во время второго похода войска князя Голицына подошли к Перекопу, но нашли там всего лишь три колодца с водой. Снабжать ими всю армию было невозможно. Еще менее возможным было наступление по безводным крымским степям. А потому князь, который сначала собирался закрепиться на Перекопе и копить припасы в построенных для этого крепостях, все же решил отступать. При этом Голицын сумел отойти практически без потерь.
Дореволюционный историк Николай Устрялов поставит князю это в вину. Мол, излишняя осторожность и страх перед потерями не позволили достичь успеха. И вместо того, чтобы ударить по крымскому хану всеми имевшимися силами, Голицын предпочел договориться о безопасном отступлении.
Впрочем, есть и такая точка зрения, что походы "Васеньки" отнюдь не были такими уж провальными. Русская армия сумела сковать силы противника и не позволила крымским татарам отправиться в очередные набеги на украинские и польские земли. Ну а кроме того, Русское государство таким образом выполняло свои обязательства перед союзниками по коалиции. И вообще, походы Голицына были названы провальными его противниками из окружения царя Петра. Который, кстати, потерял половину армии во время второго похода на Азов. Который, как известно, закончился взятием этой турецкой крепости.
Читайте также:
Священная лига: как Россия объединилась с Европой для борьбы с Турцией
"Отныне навсегда": как Россия отобрала у Швеции статус великой державы
Чудо техники, которое однажды спасло русское государство
Князь-"сепаратист": почему Петр I велел праздновать казнь первого губернатора Сибири