В январе 1919 года в Белоруссии и Литве начались первые столкновения поляков и Красной Армии. Война продолжалась два года. Очевидно, что у обеих сторон были вполне определенные цели.
Для руководства Польши во главе с Юзефом Пилсудским все было совершенно ясно — восстановление границ Речи Посполитой в том виде, что существовали разделами в XVIII веке.
Пилсудский считал, что Россию следует замкнуть в границах XVI века. Тогда она не сможет угрожать вновь обретенной независимости Польши.
В свою очередь, польское государство стало бы, по мнению Пилсудского, доминирующим в Восточной Европе, распространив свое влияние от Финляндии до гор Кавказа.
Насколько реалистичными были эти планы? С одной стороны, вполне. Три империи — Российская, Германская и Австрийская — прекратили существование после Первой мировой войны. Следовательно, активно воспрепятствовать захвату белорусских, литовских и украинских земель было некому.
Но это в теории. На практике же в Литве утвердилось собственное правительство, которое отнюдь не жаждало участвовать в восстановлении Польши от моря до моря (от Балтийского до Черного то есть). В Белоруссии были сильны Советы. На Украине большевики вели борьбу с националистами.
В общем, в теории все выглядело вполне реализуемым. Но, как водится, гладко было на бумаге…
При этом не следует полагать, что только у Варшавы были планы. В Москве большевики тоже имели расчеты на Польшу, рассматривая ее в качестве плацдарма для распространения советской власти в Европе, в Германии в первую очередь.
Как показала практика, расчеты сторон конфликта были далеки от реальности. Правда, чтобы это осознать, Советской России и Польше понадобилось два года войны…
Читайте также:
Битва при Грохове: самое ожесточенное сражение русско-польских войн
Падение "королей Руси": почему южнорусские земли достались полякам и литовцам