Император Павел I, как известно, был покровителем Мальтийского ордена. Но помимо следования рыцарским идеалам, у императора была и практическая заинтересованность в острове.
Рыцари Ордена обратились за помощью к российскому самодержцу летом 1798 года. Мальта была захвачена французами (причем без боя). Соответственно, Мальтийский орден лишился места пребывания.
Характерно, что рыцари обратились за помощью именно к российскому монарху. Конечно, здесь сказалось известное в Европе представление о Павле как о неком романтике на троне. К его куда как более прагматичной матушке мальтийцы едва ли стали бы обращаться. А даже если б и обратились, то далеко не факт, что Екатерина Великая сочла сообразным каким-либо образом им помочь.
Однако же и Павлом двигал отнюдь не только идеализм. Да, он получил титул великого магистра Ордена, а в государственный герб был включен Мальтийский крест.
Но вообще, император всерьез рассматривал вариант с включением Мальты в состав владений Российской империи. По его указанию в календаре Академии наук остров даже начали именовать "губернией" Российской империи.
Кроме того, Павел I предполагал создать на Мальте базу для российского флота.
Мнение французов на сей счет можно было не спрашивать. А вот англичан, изгнавших войска Франции с острова и оккупировавших его, очень даже. Мальта стала одной из точек противоречий между двумя державами, которые сильно обострились в последние месяцы правления Павла.
Неудивительно, что его преемник Александр I, желая улучшения отношений с Англией, отказался от титула Великого магистра и убрал Мальтийский крест с герба. Проект с "российской губернией" в центре Средиземного моря был закончен, не успев толком начаться.
Читайте также:
"Разврат веры и благонравия": зачем Павел I запрещал ввозить книги из-за рубежа
Почему Павел I заподозрил Суворова в подготовке бунта