Взятие крепости Нотебург сам царь Петр описал ставшими впоследствии знаменитыми словами: "…зело жесток сей орех был, однако, слава богу, счастливо разгрызен". Петр при этом похвалили и действия русской артиллерии. Хотя по итогам осады было понятно, что хвалиться вроде бы особо и нечем…
После поражения под Нарвой в 1700 году русский царь решил перенести свое внимание с Прибалтики на Ингерманландию, то есть земли по берегам Невы. Но надо заметить, что у шведов здесь были достаточно сильные позиции. Они опирались на крепости Нотебург (древнерусский Орешек) и Ниеншанц. Гарнизоны в этих крепостях были не слишком большими — от 450 до 600 человек. Но укрепления соответствовали всем тенденциям тех лет, были снабжены артиллерией. А потому звять их было довольно непростой задачей.
Вообще Петр планировал заняться Нотебургом еще в начале 1702 года. То есть "достать Орешек по льду", как он сам излагал план кампании. Но довольно быстро стало понятно, что подготовиться русские не успеют.
Надо было не только подготовить армию после поражения у Нарвы. Следовало также исключить возможность подхода подкреплений из Прибалтики и Выборга. Чему и были посвящены действия русских войск весной-летом 1702 года.
Эта задача была решена. Гарнизон Нотебурга подкрепления хоть и получил, но всего 50 человек.
В конце сентября 1702 года русская армия начала осаду Нотебурга. Несмотря на подавляющее численное превосходство — 12,5 тысяч русских против 450 человек шведского гарнизона — дело продвигалось сложно.
Например, после нескольких дней непрерывных обстрелов крепости практически вся русская артиллерия вышла из строя. Причем не из-за противодействия шведов, сколько по причине плохой выучки русских артиллеристов.
Пробить бреши в укреплениях не удалось, однако 22 октября Петр отдал приказ о штурме. В результате ожесточенного сражения шведы капитулировали. Царь разрешил оставшимся в живых солдатам гарнизона уйти в Нарву.
Потери русской армии убитыми и ранеными составили почти 2000 человек. Кроме того, во время штурма были зафиксированы случаи бегства солдат с поля боя. Провинившихся потом наказали, нескольких человек — причем из Семеновского и Преображенского полков — казнили. Шведы в результаты боевых действий потеряли убитыми и ранеными 367 человек.
Однако Петр победой очень гордился. Крепость была переименована в Шлиссельбург и в ней царь несколько раз лично праздновал взятие Нотебурга.
Читайте также:
Единство мнений: почему Петр I и Карл XII не доверяли запорожцам
Как турки едва не заставили Петра I отдать Псков шведам
"Отныне навсегда": как Россия отобрала у Швеции статус великой державы
Князь-"сепаратист": почему Петр I велел праздновать казнь первого губернатора Сибири