Алексей Петрович Ермолов был известен весьма резкими отзывами о высокопоставленных офицерах и генералах. Причем даже тех, кто был выше его по должности. Причем все об этом прекрасно знали. Но тем не менее, генерала ценили.
Во время кампании 1805 года Ермолов (тогда еще не генерал и даже не полковник) резко отреагировал на замечание А. А.Аракчеева. Тот, разумеется, молодого офицера запомнил и некоторое время мешал его карьере. Но потом сменил гнев на милость и стал покровителем Ермолова.
Благодаря ли этому покровительству, или еще по каким причинам, но про Ермолова в скором времени узнал и император. Судя по всему, до Александра I дошли резкие отзывы офицера о военном министре М. Б. Барклае-де-Толли. Точнее сказать, не о военных талантах полководца, а о его происхождении — Барклай-де-Толли происходил из шотландско-немецкого рода, его предки жили в Риге.
Алексей Петрович постоянно напирал на свое русское происхождение. Засилье (как считали в "русской партии") немцев в командовании русской армии было причиной неудач в войнах с Наполеоном — так считал не только Ермолов, но и многие другие офицеры.
Накануне вторжения Великой армии в 1812 году Ермолов был назначен начальником штаба Первой западной армии, которой командовал как раз Барклай-де-Толли. Тому, конечно, было известно о резких высказываниях в его адрес новоиспеченного начальника штаба. Однако Барклай видел профессиональные качества Ермолова и не давал волю личным предубеждениям.
Александр I поручил Ермолову сообщать о происходящем в армии. При этом сам же император ранее говорил, что "сердце Ермолова черно, как его сапог". Впрочем, может и не говорил или говорил не совсем так — эти слова до нас дошли в пересказе.
Тем не менее, на характеристики генералов и офицеров, данные Ермоловым, российский монарх обращал внимание. Он даже дал ознакомиться с ними Михаилу Илларионовичу Кутузову при назначении его на пост главнокомандующего русской армией. После этого Кутузов изменил свое отношение к генералу на куда более сдержанное… Узнал о содержании писем и Барклай-де-Толли, что мягко говоря, не способствовало налаживанию отношений.
Тем не менее, Ермолов провел всю Отечественную войну и Заграничный поход в действующей армии. А его таланты военачальника отмечались даже недоброжелателями. Хотя Кутузов все же притормозил присвоение Ермолову более высокого чина, чем генерал-лейтенант, которой он получил по итогам кампании 1812 года.
Читайте также:
"Братцы, спасайтесь...": как Денис Давыдов якобы свел с ума фельдмаршала Каменского
Почему знаменитый полководец Румянцев не предал Петра III
После Бородино: почему Александр I старался не вспоминать лишний раз об этом сражении
Роковой обман: как союзники перехитрили Наполеона и взяли Париж