В мае (по новому стилю в июне) 1915 года Москва на целых три дня оказалась в руках погромщиков. Громили германские и австро-венгерские фирмы и предприятия. Да, таковые были, хоть страна и находилась в состоянии войны.
О майских событиях 1915 года впоследствии старались не вспоминать — причем и в советские времена тоже. Хотя некоторые современники и называли впоследствии произошедшее своего рода репетицией событий 1917 года. И считали произошедшее "постыдным зрелищем".
К началу войны в Москве насчитывалось около 250 крупных и порядка 500 средних и мелких предприятий, которые принадлежали подданным Германской и Австро-Венгерской империй. В январе 1915 года был принят закон, в соответствии с которым все эти предприятия должны были быть ликвидированы к апреля того же года.
К намеченному сроку выполнить это постановление не удалось. В связи с чем в прессе немедленно появились различные теории заговора — дескать, неспроста указ не выполняется, полно явных и тайных сторонников немцев. А те компании, что якобы ликвидированы, попросту переводятся на подставных лиц.
Любопытно, что свою лепту в разжигание страстей вносили как крайне правые, так и либеральная пресса. Особенно старалась партия октябристов, выражавшая интересы крупных российских промышленников.
В конечном итоге, сказалось и бездействие московских властей. Главноначальствующим над Москвой в начале мая 1915 года был назначен князь Феликс Юсупов-старший, любимым выражением которого было "Все это пустяки". Протекцию ему составлял главнокомандующий русской армией, великий князь Николай Николаевич.
Помимо ситуации с законом о ликвидации предприятий, была еще одна, может быть даже куда более важная. Как раз в это время началось большое германское и австро-венгерское наступление. Русская армия терпела неудачу за неудачей, лишаясь всего, что было завоевано во время кампании 1914 года. Неудачи на фронтах опять же спровоцировали волну слухов о тайных сторонниках немцев в тылу, вредящих армии на фронте.
Почему же погромы в Москве игнорировались в советское время? Дело в том, что в них активно участвовали рабочие московских предприятий, в том числе женщины и подростки. Выставлять происходящее как дело рук черносотенцев не получалось — документы эту версию никак не подтверждали.
Фактически, город на три дня оказался в руках погромщиков, при полном бездействии властей. Причем "под раздачу" попали даже не только германские предприятия, но и английские, французские, бельгийские компании. Погромщики, люди, так сказать, простые, не больно-то отличали немцев от англичан и французов.
Характерно, что власти Московской губернии отреагировали куда более оперативно — здесь беспорядки были оперативно пресечены. То есть и в Москве можно было бы сделать то же самое. Но главноначальствующий князь Юсупов в самый разгар беспорядков заболел…
Князь лишился поста в сентябре того же года — как раз из-за того, что не смог (или не захотел) оперативно предотвратить погром. Хотя после случившегося он клялся, что более подобного не допустит. Произошедшее постарались замять и предать забвению. Ведь с какой стороны не посмотри, во всем, что случилось в те дни в Москве, никоим образом нельзя было найти хоть чего-то положительного.
Читайте также:
Почему Французская революция не испугала Екатерину Великую
Как Румыния полностью выплатила долги - а через год Чаушеску расстреляли