18 июня 1918 года в бухте Новороссийска были затоплены корабли Черноморского флота. По условиям Брестского мира их должны были передать Германии. Однако советское правительство не желало этого делать.
Операцией по затоплению кораблей руководил заместитель наркома по военным и морским делам Льва Троцкого Федор Раскольников. Надо сказать, что выполнить это поручение удалось частично. Был затоплен один линейный корабль, а также несколько эсминцев и транспортов. Остальные корабли были переведены в Севастополь.
Командование Черноморского флота без ведома Раскольникова вынесло вопрос о затоплении кораблей на голосование матросов и большинство из них поддержало предложение вернуться в Севастополь. Получилось, что примерно половина кораблей осталась в Новороссийске, а половина - попала в руки немцев. Впрочем, извлечь какую-либо выгоду Германия все равно не смогла. После ее поражения в Первой мировой войне корабли попали в руки союзников, а затем были переданы Белой армии.
Но вернемся к Федору Раскольникову. Один был один из видных большевистских деятелей. В 1920 году он некоторое время командовал Балтийским флотом. А по окончании гражданской войны был переведен на дипломатическую работу.
С его именем связан один из довольно редких в 1930-х годах случаев "невозвращенчества". В 1938 году Раскольников, который в то время был послом СССР в Болгарии, был вызван в Москву. Возвращался он на поезде через Берлин. И во время остановки в столице Германии узнал, что снят с поста. Раскольников сразу же понял, что ничего хорошего его не ждет. И вместо Москвы отправился в Париж.
Интересно, что оттуда он несколько раз писал Сталину и наркому иностранных дел Максиму Литвинову с просьбами не лишать его советского гражданства. Задержку же заграницей Раскольников объяснял причинами личного характера.
В июле 1938 года в парижской русской эмигрантской газете "Последние новости" было опубликовано письмо Раскольникова "Как меня сделали "врагом народа"". Спустя год Верховный суд СССР объявил Раскольникова вне закона. Фактически это означало смертный приговор.
Спустя месяц после этого бывший советский партийный деятель и дипломат закончил работу над "Открытым письмом Сталину", в котором обличал репрессии против советских партийных и государственных деятелей. Правда, опубликовано письмо было уже после смерти Раскольникова в сентябре того же 1939 года. Обстоятельства его гибели до сих пор не установлены со стопроцентной достоверностью.
Читайте также:
Почему СССР сначала согласился обсудить "план Маршалла", а потом отказался от него
Почему Сталин не согласился назвать "Смерш" "Смернешем"
Однажды в Берлине: как СССР попросился в НАТО - и получил оскорбительный отказ
"Не хочу лежать со Сталиным!": как в СССР боролись с культом личности