В начале июля 1920 года Западный фронт под командованием Михаила Тухачевского начал наступление в Белоруссии. В приказе командующего фронтом накануне наступления были следующие слова: "На наших штыках мы принесем трудящемуся человечеству счастье и мир". Как показали последующие события, Тухачевский сильно ошибался. Впрочем, виноват в провале наступления был не он один.
Первые столкновения с польской армией начались еще в конце 1918 года, когда отряды Красной армии выбили поляков из Вильно (Вильнюса). Впрочем, в последующие месяцы инициатива прочно перешла к полякам. Глава Польши Юзеф Пилсудский даже рассуждал, что для его армии не проблема взять Москву, но проблема в том, что делать дальше с политической точки зрения. То есть в превосходстве польской армии он не сомневался.
Впрочем, основания для этого у Пилсудского были. В столкновениях с Красной армией поляки неизменно одерживали победы. К лету 1920 года они почти полностью контролировали Белоруссию, а также заняли Киев.
К тому времени польской армии противостояли два фронта — Западный под командованием Тухачевского и Юго-Западный под командованием Александра Егорова. Надо сказать, что долгое время для советского руководства борьба с поляками не была приоритетной. Куда большую опасность представляло Белое движение. Хотя и предшественники Тухачевского на посту командующего Западным фронтом особыми талантами не блистали.
Однако в начале июня 1920 года ситуация на советско-польском фронте резко изменилась. Сначала перешел в наступление Юго-Западный фронт Егорова (в его штабе находился и Иосиф Сталин). Здесь решающую роль сыграла Первая конная армия Семена Буденного. Вскоре от поляков был освобожден Киев.
А спустя месяц наступление начал и Западный фронт. И на этот раз Красная армия действовала очень успешно, за несколько недель продвинувшись на 600 километров. Войска Западного фронта вышли к началу августа 1920 года на дальние подступы к Варшаве.
Польская армия в тот момент находилась на грани развала. Недаром успех последовавшего в середине августа 1920 года контрудара польской армии получил название "Чудо на Висле". Здесь полякам большую помощь оказали французские военные специалисты, с помощью которых и был подготовлены контрудар.
Но куда большую "помощь" оказали просчет советского командования, за что Михаила Тухачевского впоследствии критиковали. Быстрое наступление сильно растянуло линии коммуникаций Западного фронта, подвоз боеприпасов и продовольствия, а также подкрепления сильно запаздывали. Армии фронта оказались совершенно не подготовлены к польскому контрнаступлению, особенно на его флангах. Сказалась и недооценка противника, а также тот факт, что полякам удалось перехватить радиограммы, в которых шла речь о положении частей Западного фронта.
Удар был очень тяжелым. В начале октября 1920 года поляки вновь заняли Минск. После этого стороны договорились о перемирии.
Однако не только военные просчеты были причиной неудачного похода на Варшаву. В советском руководстве очень сильно рассчитывали на помощь польского пролетариата. Который якобы непременно должен восстать, как только возле Вислы окажутся передовые части Красной армии.
Климент Ворошилов позднее высказался в том духе, что мы ждали от польских рабочий и крестьян революции, а получили шовинизм и тупую ненависть к "русским" (кавычки поставил сам Ворошилов — прим.).
Примерно так же оценивали несбывшиеся ожидания и другие советские руководители.
Читайте также:
Хорошо забытое: как Польша вслед за Германией отобрала земли у Чехословакии
Как Польша пыталась вернуть Советскую Россию в XVI век
Падение "королей Руси": почему южнорусские земли достались полякам и литовцам