В июле 1840 года император Николай I запретил использовать термин "Губернии Белорусские и Литовские". Официально стал использоваться другой — Северо-Западный край. Но по большому счету, речь не шла о какой-то целенаправленной антибелорусской политике.
После разделов Речи Посполитой власти Российской империи озаботились снижением польского влияния на присоединенных территориях. Собственно, на протяжении нескольких десятилетий политика Петербурга была подчинена именно этой цели. Российские власти не рассматривали белорусов как отдельный этнос, считая его частью единого народа.
Политика вытеснения польского языка из административного производства и преподавания началась при Екатерине II. Именно тогда польский начали заменять на русский.
Однако ее преемники — Павел и Александр I — подобными вещами интересовались мало. При отсутствии контроля со стороны властей польский язык довольно быстро восстановил свои позиции в "губерниях Белорусских и Литовских".
Куда больше этим вопросом стали заниматься при Николае I. Причем нажим стал куда жестче, чем в екатерининские времена. Способствовало тому и восстание в Царстве Польском в 1830–1831 годах, которое подавление которого потребовало значительных усилий.
Польский язык стали попросту запрещать. В том числе и в белорусских губерниях. Об использовании белорусского языка в делопроизводстве и обучении речь по-прежнему не шла, позиция властей по этому вопросу ничуть не изменилась.
Однако что касается запрета именовать губернии белорусскими, то следует отметить, что запрет этот был не тотальным. Речь скорее шла об именовании отдельных административных единиц в документах Российской империи.
Если же речь шла не об официальных бумагах, то запрета не было. Про белорусов в литературе и научных трудах можно было говорить совершенно свободно. И к слову, несмотря на запреты, польский язык по-прежнему широко использовался, в том числе и неоднократно упомянутых "губерниях Белорусских и Литовских".
Читайте также:
Завоевать Азию и Константинополь: последний грандиозный план Екатерины II
Почему автор "Тихого дона" выступил против будущего "архитектора перестройки"
Почему Александр II запретил украинские книги
О чем Тарас Шевченко просил Гоголя после того, как разгневал Николая I