Летом 1611 года при осаде московского Кремля был убит один из предводителей Первого ополчения Прокопий Ляпунов. Убит не в бою, своими же. Начальник польского гарнизона Александр Гонсевский умело воспользовался разногласиями в ополчении, организовав, выражаясь современным языком, "спецоперацию".
Вышеупомянутый Прокопий Ляпунов был человеком, скажем так, противоречивым. Одно время он поддерживал кандидатуру на российский престол польского королевича Владислава. Ляпунов играл активную роль в заговоре бояр, которые в итоге свергли царя Василия Шуйского. Царь, конечно, был очень непопулярен. Но и пришедшее ему на смену правление бояр (Семибоярщина) едва ли было лучше.
Затем Ляпунов сражался с войсками Лжедмитрия II. Он был блокирован в рязанском городе Пронск — в освобождении из осады Ляпунову помог отряд князя Дмитрия Пожарского. Того самого, что вместе с Кузьмой Мининым впоследствии был организатором Второго ополчения.
Но Пожарский играл заметную роль и в Первом ополчении. Когда в марте 1611 года русские отряды осадили поляков в Москве, блокировав Кремль и Китай-город, Пожарский принимал активное участие в уличных боях. Во время одного из таких боев он был тяжело ранен и вывезен в Троицкий монастырь на лечение.
Может быть, отсутствие Пожарского в конечном итоге и сыграло роковую роль в судьбе Первого ополчения. Затянувшаяся осада привела к обострению противоречий между его участниками.
Все заметнее становились разногласия между казаками и дворянами. Об этом был хорошо осведомлен Александр Гонсевский, который решил сыграть на противоречиях осаждавших. С помощью одного московского дьяка была изготовлена подложная грамота, в которой говорилось о том, что Ляпунов с дворянами собирается расправиться с казаками.
Поверили казаки в подлинность грамоты или нет, но противники Прокопия Ляпунова воспользовались в полной мере. Его вызвали в казачий круг для объяснений — Ляпунов пришел. Там его обвинили в измене и убили.
После этого Первое ополчение развалилось. Польский гарнизон был в безопасности. Отбить столицу Русского государства удалось Второму ополчению, более чем через год.
Читайте также:
Василий Шуйский: царь, отказавшийся поклониться польскому королю
Внезапно и странно: почему смерть Бориса Годунова насторожила современников
Соляной бунт: как из-за неразумных реформ в России едва не началась новая Смута