В сентябре 1854 года русские войска под командованием князя Александра Меньшикова проиграли сражение на реке Альма англичанам и французам. Дорога на Севастополь для союзников была открыта. А тем временем, вице-адмирал Владимир Корнилов предложил план, который мог радикально изменить ход военных действий.
Одним из известных эпизодов первых дней осады Севастополя стало затопление пяти парусных линкоров и двух фрегатов на входе в Севастопольскую бухту. Тем самым, туда был закрыт проход для кораблей англо-французского флота. Ну а команды и пушки с затопленных кораблей усилили гарнизон Севастополя.
Приказ о затоплении кораблей отдал Александр Меньшиков. Сам он решил отойти от города с большей частью армии, опасаясь быть отрезанным. Защита Севастополя была поручена вице-адмиралам Павлу Нахимову и Владимиру Корнилову.
Это, в общем, хорошо известный факт. Куда менее известно, что Корнилов отказался выполнить приказ Меньшикова о затоплении кораблей. Вице-адмирал собрал на совещание капитанов кораблей Черноморского флота. Он заявил, что положение Севастополя безнадежно. И предложил свой план: атаковать неприятельский флот, пользуясь беспорядком в его расположении. Компенсировать численное и техническое превосходство флота союзников Корнилов предлагал неожиданной атакой и абордажным боем. А в случае необходимости — взрывать свои корабли вместе с вражескими.
Таким образом, полагал вице-адмирал, можно будет нанести такой ущерб союзникам, что у них не останется возможностей для осады Севастополя. Ну а если план не удастся, то флот "погибнет с честью".
Корнилов отдал приказ готовиться к бою, а сам отправился к Меньшикову, чтобы объявить о своем решении.
Однако командующий счел план вице-адмирала безумием и повторил свой приказ о затоплении кораблей. Корнилов отказался. Тогда Меньшиков распорядился отправить вице-адмирала в Николаев.
Корнилов заявил, что распоряжение командующего о затоплении кораблей является "самоубийством", но выразил готовность подчиниться приказу, только бы не покидать Севастополь. Решение о сражении с флотом англичан и французов он отменил.
Трудно сказать, имел ли план Корнилова хоть какое-то шансы на успех. Вероятнее всего, нет — трудно предполагать, что союзники были бы настолько беспечны рядом с главной базой Черноморского флота.
Но бесспорно, что вице-адмирал сыграл огромную роль в организации обороны Севастополя. И кто знает, сколько продержался бы город, если бы не энергия Корнилова.
Читайте также:
Как Британия планировала поступить с Россией после Крымской войны
Через три года после Крымской войны: как Россия и Франция заключили тайный союз
После Крымской войны: как Австрию и оттоманскую Порту оставили ни с чем