30 сентября 1941 года немецкая 2-ая танковая группа под командованием Гейнца Гудериана перешла в наступление по направлению Орел-Тула. Так началась операция "Тайфун", главной целью которой был разгром советских войск на московском направлении и захват столицы СССР.
Гудериан начал наступление раньше, чем остальные части группы армий "Центр". И советское командование в очередной раз не сумело верно оценить обстановку и понять, какие именно силы противостоят РККА. Командующий Брянским фронтом Андрей Еременко считал, что главный удар немцев нацелен на Брянск. Потому возле этого города была сосредоточены основные резервы фронта.
Кроме того, по каким-то причинам Еременко решил, что наступают только несколько немецких дивизий. Следовательно, контрудар по флангам этих дивизий может сорвать наступление немцев.
Ошибка была роковой: речь шла о трех моторизованных немецких корпусах. То есть на самом деле Еременко отдал приказ атаковать части, которые в два, а то и три раза на данном конкретном участке советско-германского фронта превосходили РККА в живой силе и технике.
Понятно, что в таких условиях успешным этот контрудар не мог быть. Более того, частям Брянского фронта не удалось даже притормозить наступление немцев.
3 октября 1941 года Орел был захвачен 4-ой танковой дивизией вермахта. В городе появления немцев совершенно не ждали — по улицам Орла ходили трамваи, когда показались первые немецкие танки.
Спустя три дня пал Брянск, в направлении которого Еременко ожидал главного удара войск Гудериана. В результате в окружение попали три советские армии. Еременко был ранен во время боев в окружении и вывезен на самолете в Москву.
Читайте также:
Как экипаж Т-34 остановился побриться и спас от немцев Серпухов
Польский поход 1939 года: почему РККА пришлось брать штурмом белорусский Гродно
В июле 1944-го: как советские войска освободили Брест
"Будет намного легче, чем в Лондоне": как немцы просчитались с бомбардировками Москвы