В 1616 году в Москве состоялся смотр невест. Выбирали жену Михаилу Федоровичу Романову, первому представителю этой фамилии на царском троне. Дело было государственной важности — хоть царь и был совсем молодым человеком, но новой династии нужен был наследник престола.
Избранницей Михаила стала Мария Хлопова. В следующем году ее поселили в царском дворце. Придворным было велено относиться к ней как к царице, хотя свадьбы еще не состоялась. Подготовка к торжеству была делом долгим, все-таки царская свадьба.
Судя по всему, самом Михаилу Федоровичу невеста вполне пришлась по душе. Нет никаких свидетельств, что он был чем-то недоволен. Как раз наоборот, молодой царь всячески подчеркивал свою привязанность к Марии (хоть и познакомился недавно, и видел ее совсем редко — тогдашний этикет чаще не позволял).
Однако Хлоповы, хоть и были старинным родом, но не обзавелись влиятельными союзниками при дворе. А вот недоброжелателей после того, как Мария была объявлена царской невестой, у них появилось хоть отбавляй. Особенно старались Салтыковы, которые тоже рассчитывали породниться с царским домом.
И здесь Марии Хлоповой очень не повезло. У нее случилось расстройство желудка. Казалось бы, пустяк, но им незамедлительно воспользовались Салтыковы. Один из сообщил царю, будто его невеста неизлечимо больна и не может иметь детей. При этом он сослался на мнение придворных лекарей, утаив, что они вынесли прямо противоположный вердикт.
Может быть, Хлоповым и удалось бы расстроить планы Салтыковых. Но на стороне последних оказался могущественный союзник — мать государя, инокиня Марфа. То ли она поверила Салтыковым, то ли ей не нравился выбор сына — Марфа принялась настаивать, чтобы Марию удалили из дворца.
Ради этого был даже созван Земский собор. Попытки дяди Марии Гаврилы Хлопова доказать, что она вполне здорова, ни к чему не привели. Авторитет Марфы был настолько велик, что бояре беспрекословно ее поддержали.
Марию и нескольких ее родственников отправили в ссылку в Тобольск. Чтобы как-то сгладить произошедшее, царь назначил ее отца Ивана воеводой в Вологде.
Однако после того, как царскую невесту отправили в Сибирь, возникла другая проблема. Михаил Федорович наотрез отказался рассматривать другие варианты. Он регулярно получал известия о состоянии здоровья Марии Хлоповой и при каждом удобном случае подчеркивал, насколько она ему симпатична.
В 1619 году из польского плена вернулся отец царя, митрополит Филарет (будущий патриарх). Узнав о произошедшем, он довольно нелицеприятно отозвался о слабохарактерности сына. И осудил поведение жены в этой истории.
Через два года Марию Хлопову перевели в Нижний Новгород, поселив в доме Кузьмы Минина. Однако стать женой Михаила Федоровича ей так и не было суждено. Отец царя сначала пытался подыскать ему супругу за границей. Когда это не удалось, Михаил вновь напомнил о родителям о Марии. Тогда-то и выяснилась ложь Салтыковых.
Казалось, дело все же идет к свадьбе — но тут мать царя выдвинула ультиматум: если Михаил женится на Марии, то она покинет его царство.
В сентябре 1624 года МИхаил Федорович женился на Марии Долгоруковой. Ему было 28 лет — для женитьбы в то время возраст очень солидный. После истории с Марией царь ходил в холостяках восемь лет.
Мария Хлопова в Москву более не возвращалась. Она скончалась в 1633 году, проведя последние годы в Нижнем Новгороде.
Читайте также:
"Ссоры не хотим": почему Москва отказалась помочь донским казакам отстоять Азов
Подвиг Сусанина: была ли причина у царей благодарить потомков костромского крестьянина?