В октябре 1910 года летчик Михаил Ефимов совершил первый в России дальний перелет. С Ходынского поля в Москве он перелетел в деревню Черемушки. Расстояние, которое преодолел Ефимов, составляло 15 километров.
Вообще говоря, Ефимов впервые поднялся в небо менее чем за год до своего московского полета. Его учителем был француз Анри Фарман, один из пионеров авиации.
В марте 1910 года летчик на самолете конструкции его французского учителя совершил несколько полетов в Одессе, в том числе и с пассажирами. Это были первые публичные полеты на территории Российской империи. 21 марта 1910 года Ефремову вручили лавровый венок с надписью "Первому русскому авиатору".
В дальнейшем Михаил Ефимов неоднократно участвовал в показательных выступлениях, завоевал множество призов.
С началом Первой мировой войны он подал рапорт об отправке на фронт. В боевых действиях авиатор участвовал с апреля 1915 года. И воевал весьма умело. Достаточно сказать, что во время войны летчик стал полным Георгиевским кавалером.
В феврале 1916 года он был направлен в Киевскую военную школу летчиков-наблюдателей. В то время Ефимов напряженно работал над созданием аэроплана собственной конструкции. Реализовать проект ему не удавалось. Позднее объяснялось это интригами вышестоящих военных чиновников.
В какой-то момент летчик самовольно уехал в Севастополь. Как он объяснял, для испытания некоторых узлов своего аэроплана. Но разумеется, объяснение не было сочтено достаточно уважительной причиной, и Ефимова посадили на гаупвахту. Чем сильно его, заслуженного авиатора, обидели.
В дальнейшем Ефимов успел повоевать на Румынском фронте. А в начале 1917 года его перевели в Севастополь, летчиком в бригаду гидросамолетов.
К тому времени авиатор был уже большевиком. Личные проблемы в отношениях с начальством и казавшееся ему несправедливым отношение, либо перемены в мировоззрении, либо все вместо взятое — но Михаил Ефимов оказался весьма полезным для большевиков. Он показал себя умелым агитатором, его уважали солдаты и матросы.
Весной 1918 года Ефимов был арестован в Крыму немцами. В заключении он провел практически год, пока полуостров на некоторое время не перешел под контроль Красной армии. Но этот период продолжался недолго.
Летом Вооруженные силы Юга России начали успешное наступление против РККА. Михаил Ефимов был в составе автоколонны отступавших из Крыма частей красных. Под Херсоном машины пришлось бросить, а Ефимов пешком отправился в Одессу.
Он благополучно добрался до города. Но в августе 1919 года белогвардейцы захватили Одессу после успешной десантной операции. Первый русский авиатор пытался бежать из города, но его схватили и расстреляли. Михаилу Ефимову на тот момент было 37 лет.
Читайте также:
Самолеты "Сталь": как в СССР слишком опередили время
Лучше "Мессершмитта": из-за чего перед войной "зарубили" проект истребителя И-180