В октябре 1904 года Вторая Тихоокеанская эскадра Российского императорского флота отправилась на Дальний Восток. Поход этот закончился в мае 1905 года возле островов Цусима одним из самых тяжелых поражений русского флота. Такого, пожалуй, не было ни до, ни после. И вот уже более сотни лет нет внятного ответа на вопрос, зачем вообще было отправлять эскадру из Балтики на Дальний Восток?
Напомним, что к началу русско-японской войны в регионе находилась Первая Тихоокеанская эскадра, которая базировалась в Порт-Артуре. Перехватить инициативу у японского флота командованию эскадры не удалось. В конце июля 1904 года русские корабли попытались прорваться из Порт-Артура во Владивосток. Но потерпели неудачу. Фактически эскадра перестала существовать.
Конечно, в Санкт-Петербурге было об этом известно. Но решили не менять планов относительно отправки на Дальний Восток еще одной эскадры. Какая в этом было стратегическая цель, если идти на соединение было уже не с кем?
В августе 1904 года состоялось совещание с участием императора Николая II, руководства армии и флота. На совещании присутствовал и командующий Второй Тихоокеанской эскадрой контр-адмирал Зиновий Рожественский.
Вообще говоря, участники совещания вполне понимали риски и даже бессмысленность похода. Особенно после поражения Первой Тихоокеанской эскадры и серьезного ухудшения обстановки в Порт-Артуре. Предлагалось, например, отложить поход до окончания переговоров о покупке нескольких крейсеров на верфях в Аргентине и Чили. Их, к слову, так и не удалось приобрести, хотя в тот момент руководство флота было уверено в благоприятном исходе переговоров.
Но решительным сторонником немедленной отправки эскадры выступил контр-адмирал Рожественский. Он указывал на то, что уже зафрахтовано больше количество судов для снабжения эскадры во время перехода на Дальний Восток. По его мнению, отказ или перенос похода потребовал бы новой организации для снабжения, что привело бы к большим расходам для казны. Его точку зрения поддержал управляющий моским министерством вице-адмирал Федор Авелан. В итоге было решено, что поход состоится.
Так соображения экономии фактически стали одним из поводов для безнадежного предприятия. Ну и соображения престижа тоже, конечно. И ведь многие офицеры на флоте понимали бессмысленность этого похода. И тем не менее, он состоялся — только затем, чтобы в истории русского флота появилась черная страница…
Читайте также:
Битва при Лепанто: спорный "перелом" в войнах с турками
"Плавучий "Хилтон": почему СССР и Россия отказались от самых больших в мире подлодок
План Корнилова: могла ли Россия спасти Севастополь в Крымскую войну
Поход на Таллин: как советские корабли попали в плен к англичанам