В ночь на 22 октября 1904 года Вторая Тихоокеанская эскадра атаковала неизвестные корабли в Северном море, в относительной близости от английского порта Халл (или Гулль). Как выяснилось позднее, командир эскадры вице-адмирал Зиновий Рожественский, отдавая приказ об атаке, очень сильно ошибся.
Дело в том, что атакованы были британские рыболовецкие суда. Разумеется, никто не собирался на них нападать. К инциденту привело трагическое стечение обстоятельств.
"Русский день" ранее рассказывал, в какой нервозной обстановке проходила подготовка к походу Второй Тихоокеанской эскадры. На Дальнем Востоке армия и флот вели тяжелую борьбу с японцами и терпели поражения.
А уже во время похода командование эскадры получило сообщение от русского посольства в Копенгагене, что в Северном море были замечены неизвестные миноносцы.
В ночь на 22 октября на море был густой туман. Транспорт "Камчатка", отставший от эскадры из-за повреждения двигателя, запросил данные о ее местонахождении. И буквально следом последовала радиограмма об атаке неизвестных миноносцев и о том, что "Камчатка" ведет бой.
Вице-адмирал Рожественский отдал приказ о приведении эскадры в боеготовность. Вскоре с флагмана "Князь Суворов" заметили некое подозрительное судно и открыли по нему огонь. Почему на русских кораблях решили, что это японцы, а не британские рыбаки? Конечно, мешали туман и общая нервозность. Но сами британцы уверяли, что соблюдали все положенные правила.
На "Князе Суворове", к слову, почти сразу поняли, что никакой это не миноносец и прекратили стрельбу. Но тут же открыли ее с другого борта, поскольку и там заметили что-то подозрительное. Хотя на самом деле броненосец просто оказался в "окружении" английских рыболовных судов. Ну а флагман тем временем поддержали огнем и другие корабли.
В итоге были убиты двое британских рыбаков, шестеро ранены. Один корабль был потоплен, пять повреждены. Под огонь своих попали также крейсеры "Аврора" и "Орел". На "Авроре" был тяжело ранен матрос, который позднее скончался.
В британской прессе развернулась шумная кампания против "флота лунатиков", как там стали называть эскадру Рожественского. Россия выплатила пострадавшим компенсацию, но отношения между двумя странами все равно резко ухудшились — хотя они и до этого были плохими.
Англичане настояли на создании специальной комиссии для расследования инцидента. По ее итогам был вынесен вердикт, что сомневаться в человечности Рожественского и его подчиненных оснований нет, но в инциденте все равно виновата русская эскадра.
Читайте также:
Обреченный поход: почему русский флот отправили к Цусиме
Почему осаду Порт-Артура называли "трагедией японского оружия"