В середине октября 1917 года флот Германской империи начал операцию по захвату Моонзундских островов в Балтийском море. Эти острова — ныне они принадлежат Эстонии — прикрывали Рижский залив. И до тех пор, пока они были под контролем русских, германский флот не мог базироваться в заливе. Даже несмотря на то, что Рига был немцами уже захвачена.
Силы противоборствующих сторон, вовлеченных в сражение, были весьма велики. Например, немцы перебросили к Моонзундским островам почти 300 боевых кораблей. Защищали острова 116 кораблей Балтийского флота. Там же были размещены орудия береговой обороны.
Конечно, тогда едва ли кто мог предполагать, что это будет последнее крупное сражение русской армии и флота в Первой мировой войне. То, что происходило тогда в частях на фронте, хорошо описано в романе Валентина Пикуля "Моонзунд". В некоторых случаях артиллеристы береговых батарей попросту бросали орудия, едва завидев корабли немецкого флота.
Но были и другие примеры, особенно когда в бой вступали корабли Балтийского флота. Достаточно сказать, что по результатам Моонзундского сражения германский флот потерял девять кораблей (четыре эсминца, один тральщик и четыре патрульных корабля). Были повреждены пять германских линкоров и один крейсер.
Потери Балтийского флота были куда скромнее — эсминец "Гром" и броненосец "Слава" (в 1930-х годах эстонцы разобрали его на металлолом).
Однако на суше дела обстояли куда хуже. Здесь попали в плен более 20 тысяч солдат и офицеров русской армии. Немцы потеряли убитыми более 300 человек. Сколько потеряли русские — неизвестно. Но едва ли эти потери были значительными.
К 20 октября 1917 года флот кайзеровской Германии завершил операцию по захвату Моонзундских островов. Могла ли она быть более успешной для армии и флота Российской республики? В тех условиях едва ли, учитывая глубину кризиса, поразившего вооруженные силы. Даже несколько удивительно, что немцам понадобилось более недели на то, чтобы оккупировать Моонзундский архипелаг.
Читайте также:
Суровая осень 1914-го: как русская армия остановила немцев под Варшавой
Незваный союзник: почему русские генералы были против вступления Румынии в войну
Почему генерал Брусилов критиковал первый русский бомбардировщик