Летом 1813 года антинаполеоновская коалиция получила ценного союзника. Пусть это и был всего лишь один человек. Император Александр I несколько лет уговаривал его приехать в Россию.
Звали этого человека Жан Виктор Моро. Это был один из самых талантливых французских генералов. Пожалуй, даже можно сказать, что в своем искусстве он уступал только одному человеку — Наполеону.
Моро командовал французской армией во время Итальянского похода А. В.Суворова. То есть был противником знаменитого русского полководца. И был разбит суворовской армией во время сражения на реке Адда в апреле 1799 года.
Несмотря на это, Моро был одним из лучших полководцев своего времени. Он не раз это доказывал, в первую очередь в сражениях с австрийцами, которым наносил тяжелые поражения.
После того, как Наполеон стал единоличным правителем Франции (сначала первым консулом, потом императором), он начал видеть в генерале конкурента. Прославленный полководец был популярен в армии.
В итоге Моро обвинили в участии в заговоре против Наполеона. Но отделался он сравнительно легко — покинул страну в 1805 году и уехал в США.
Там он жил замкнуто, воздерживаясь от участия в светских мероприятиях. В 1806 году к Моро стали приезжать представители русского правительства. По поручению императора Александра I они уговаривали переехать его в Россию.
Уговорить удалось только летом 1813 года. В Россию, правда, Моро не поехал. Они прибыл в штаб союзников. Командовать армией генерал отказался, согласившись быть советником. Именно Моро советовал союзным монархам сосредоточить усилия на разгроме корпусов маршалов Наполеона, но избегать сражений с самим императором.
Погиб генерал во время сражения под Дрезденом 27 августа 1813 года. По легенде, увидев его в подзорную трубу рядом с русским императором, Наполеон лично навел орудие. Похоронили Жана Виктора Моро в Санкт-Петербурге, в католической церкви св. Екатерины.
Читайте также:
Сражение под Красным: почему был упущен шанс уничтожить армию Наполеона
Трафальгар: день, когда Англия стала "хозяйкой морей", а Наполеон повернул против России
Тарутинский бой: почему русские генералы поссорились после победы