21 ноября 1917 года Совет народных комиссаров (Совнарком) направил исполняющему обязанности верховного главнокомандующего Русской армии генералу Николаю Духонину телеграмму, в которой предлагал немедленно связаться с командованием германских войск с предложением прекратить боевые действия и начать переговоры о мире. Эта телеграмма открыла путь к Брестскому миру. Который дал германскому командованию надежду переломить ход войны.
К концу 1917 года было очевидно, что положение Германии и ее союзников становится безнадежным. На стороне Антанты в войну вступили Соединенные Штаты, в Европу перебрасывались американские войска (хотя поначалу и не в том количестве, которого хотели бы в Лондоне и Париже). Да, на Восточном фронте немцам ничего не угрожало — после Февральской революции развал русской армии шел по нарастающей. Но отсутствие угрозы вовсе не означало, что германское командование может перебросить все находившиеся на Востоке войска на Запад.
Вот почему в Берлине с энтузиазмом откликнулись на предложение большевиков начать мирные переговоры (Духонин, к слову, отказался предлагать немцам перемирие и был смещен).
Вообще говоря, для немцев конечно же не было тайной декларирование Лениным и его партией немедленного мира "без аннексий и контрибуций". И в Германии рассчитывали обернуть это себе на пользу. А польза в тот момент была только одной — нанести поражение союзникам на Западе.
В ноябре 1917 года, то есть еще до начала переговоров с представителями Советской России, германский генерал Эрих Людендорф разработал план решительного наступления на Западном фронте. В них должны были быть задействованы дивизии, которые предполагалось перебросить с Восточного фронта после заключения перемирия. То есть немцам оно было нужно в неменьшей степени, чем большевикам.
По сути, этот план был последней надеждой германского руководство переломить ход боевых действий. И если не добиться решительной победы, то хотя бы создать выгодные условия для мирных переговоров. Главными целями наступления были окружение британских войск на севере Франции и захват Парижа.
Наступление в итоге действительно началось в конце марта 1918 года. Продолжалось оно почти четыре месяца — при той насыщенности средствами обороны, чтобы были в Первой мировой войне, такие темпы не должны удивлять.
Немцы достигли значительных, но не решающих успехов. Ни британская армия не была окружена, ни Париж взят. Наступление закончилось в середине июля 1918 года. И после этого германским генералам стало окончательно понятно — война проиграна. Сил переломить ее исход в свою пользу более не было.
Читайте также:
Моонзунд: последнее крупное сражение русской армии и флота в Первой мировой войне
Суровая осень 1914-го: как русская армия остановила немцев под Варшавой
Незваный союзник: почему русские генералы были против вступления Румынии в войну