В июле 1798 года из Санкт-Петербурга в Смоленск прибыл с чрезвычайной миссией генерал Федор Иванович Линденер. До императора дошли слухи о том, что среди офицеров в этом городе зреет заговор. Слухи оказались верными.
В Смоленске действительно вот уже два года существовала тайная организация. Офицеры, состоявшие в ней, служили в полках, расквартированных в Смоленске и его окрестностях. И причиной их недовольства была военная реформа императора, который был большим поклонником прусской армии. О стремлении Павла I распространить прусские порядки и униформу на русскую армию весьма нелестно отзывался и Александр Васильевич Суворов.
На пике число участников кружка достигало порядка 50 человек. Они распространяли по губернии "вольные и дерзкие рассуждения", касающиеся павловских реформ.
Впрочем, реальной угрозы для власти этот кружок не представлял. Хотя некоторые его участники и рассуждали на тему того, что хорошо бы поступить с Павлом так же, как в Древнем Риме Брут и Кассий поступили с Цезарем.
Перед приездом генерала Линденера смоленские чиновники успели предупредить членов кружка о грозящей им опасности. В итоге наиболее компрометирующие документы были уничтожены.
Репрессии, конечно, последовали. Но весьма умеренные. Участников кружка уволили со службы, кого-то отправили в ссылку, кого-то в имения с запретом их покидать. Троих заточили в крепость.
Одним из наиболее пострадавших оказался тогда еще совсем молодой Алексей Петрович Ермолов. Он месяц просидел в Алексеевском равелине, а потом был отправлен в ссылку в Кострому, из которой будущего героя Отечественной войны 1812 года освободил Александр I.
Некоторые историки считают, что именно из-за этой истории пострадал и Суворов. Он хорошо знал одного из руководителей кружка, полковника Александра Михайловича Каховского, считал его талантливым офицером и покровительствовал. У знаменитого полководца и так-то были напряженные отношения с императором, а тут еще Каховский оказался причастен к "заговору"…
Что касается Ермолова, то и он попал в немилость скорее просто потому, что был братом Каховского. Сам же Алексей Петрович в деятельности кружка не участвовал. Хотя, конечно, знал многих офицеров-"якобинцев", а с некоторыми и дружил.
Читайте также:
Военная реформа Павла I: почему она спасла тысячи жизней в 1812 году
Несчастливая любовь: как Павел I "помог" знаменитому Багратиону
Зачем император Павел объявил Мальту "российской губернией"
"Разврат веры и благонравия": зачем Павел I запрещал ввозить книги из-за рубежа