После начала Первый мировой войны российский Балтийский флот ушел в глухую оборону. Активных операций против германского флота не было. Хотя в штабе командующего Балтфлотом, адмирала Николая Эссена служили офицеры, которые были сторонниками активных боевых действий. К числу таковых, например, относился капитан 1 ранга Александр Колчак, который был одним из помощников Эссена.
В августе 1914 года возле острова Оденсхольм сел на мель германский крейсер "Магдебург". Он был захвачен кораблями Балтфлота. И в числе прочего на крейсере была обнаружена сигнальная книга. Из которой командование Балтийского флота узнало, что противостоят ему относительно слабые силы германского флота. В результате чего был разработан план о переходе к активным действиям.
Из этого можно сделать заключение, что до этого счастливого случайности с "Магдебургом" командование Балтийского флота не располагало данными о том, насколько серьезные силы выделены командованием германского флота для противостояния. Причем не было даже предположений — а потому за лучший вариант сочли глухую оборону.
В ставку верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича в начале сентября 1914 года отправили именно Александра Колчака. Ему было поручено представить и обосновать необходимость перехода Балтийского флота к активным боевым действиям.
Миссия Колчака потерпела полный крах. Николай Николаевич заявил, что считает активизацию Балтфлота преждевременной. Судя по всему, на настроения в ставке сильное влияние оказывали совсем еще свежие воспоминания о поражении русского флота при Цусиме. Потеря кораблей Балтийского флота означала бы, что под ударом могла оказаться столица Российской империи. А потому в ставке сочли за благо перестраховаться.
Впрочем, причины могли быть и прозаичнее — отношения между Николаем Николаевичем и адмиралом Эссеном были, скажем так, натянутыми.
Колчак очень переживал неудачу своей миссии и много жаловался на бюрократизм в ставке. Впрочем, очень скоро ему выпал шанс проявить себя. Воспользовавшись расслабленностью немцев, которая была во многом спровоцирована бездействием Балтфлота, было решено поставить множество мин в водах близ германского побережья. Здесь капитан 1 ранга Колчак проявил себя с наилучшей стороны, став признанным мастером в ведении именно минной войны.
Уже очень скоро немцы понесли ощутимые потери. На минах подорвались крейсер "Фридрих Карл" и малые крейсера "Аугсбург" и "Газелле".
А Александр Колчак в 1915 году был назначен командиром Минной дивизии Балтийского флота.
Читайте также:
Почему японские генералы не хотели осаждать Порт-Артур, а русские - не предотвратили осаду
Моонзунд: последнее крупное сражение русской армии и флота в Первой мировой войне
Как немецкий крейсер потопил русского "ветерана" Цусимского сражения
Поход на Таллин: как советские корабли попали в плен к англичанам