О Михаиле Васильевиче Скопине-Шуйском сказано и написано немало. Этот русский полководец в начале XVII века был, пожалуй, одной из главных надежд Русского государства на избавление от иноземного нашествия и прекращения Смуты. При том, что Скопин-Шуйский был совсем еще молодым человеком.
Согласно устоявшемуся мнению, полководец был отравлен по приказу своего дяди, царя Василия Шуйского. Произошло это на пиру в Москве, с которой совсем недавно усилиями армии под командованием Михаила Скопина-Шуйского была снята осада. Ее вели сторонники еще одного самозванца, Лжедмитрия II, а также польские, литовские отряды и казаки.
Чашу с вином на пиру Михаилу Васильевичу поднесла Екатерина, дочь Малюты Скуратова и жена брат царя Дмитрия Шуйского. Выпив из нее, полководец почувствовал себя плохо. Он болел две недели, после чего скончался.
Естественно, практически все заподозрили в причастности к отравлению самого царя. Василий Шуйский был непопулярен, в отличие от своего родственника. Царь всячески пытался отвести от себя подозрения, демонстрировал на людях свою безутешность — но едва ли кого убедил. Но может быть, Василий действительно не знал о подготовке покушения на полководца?
Стоить заметить, что именно Василий Шуйский взял под свое покровительство Михаила Васильевича. Тот был еще мальчиком, когда умер его отец. И Василий, один из самых влиятельных людей в государстве, очень помог своему дальнему родственнику — Скопину-Шуйскому он приходилсмя четвероюродным родственником.
После того, как Василий Шуйский в 1606 году стал царем, Михаил Васильевич был назначен воеводой. Ему было всего 20 лет, однако спустя некоторое время он отличился во время подавления восстания Ивана Болотникова.
Уже в 22 года Михаил Скопин-Шуйский стал боярином. Это было весьма редкое событие для того времени. Но как оказалось, почестей молодой воевода вполне заслуживал.
Насколько талантлив был Михаил Васильевич, настолько бездарным полководцем был брат царя, Дмитрий Шуйский. Но он считал себя наследником престола — это следует отметить, поскольку именно это обстятельство сыграло решающую роль в последующих событиях.
В 1608 году Михаил Скопин-Шуйский провел успешные переговоры с представителями шведского короля Карла IX. Объединившись с отрядом шведского полководца Якоба Делагарди, Скопин-Шуйский двинулся на юг к Москве.
Он нанес несколько поражений иноземным захватчикам и сторонникам Лжедмитрия II. А в октябре 1609 года нанес под Александровской слободой поражение армии польского полководца Яна Сапеги. Спустя три месяца Сапега вынужден был снять осаду с Троице-Сергиева монастыря, которую безуспешно вел на протяжении двух лет.
Победы Скопина-Шуйского были встречены в Москве с ликованием. Его авторитет вырос настолько, что предводитель рязанского ополчения Прокопий Ляпунов прислал в лагерь армии Скопина-Шуйского послов с просьбой занять престол Русского государства. Полководец это предложение отверг, он был верен своему дяде, всеми нелюбимому царю Василию Шуйскому.
Но естественно, и сам царь, и, главное, его брат Дмитрий, хорошо знали, что предлагают Михаилу Васильевичу окружающие его люди. Дмитрий Шуйский решил, что он вполне может перестать быть наследником престола. Дальше произошло то, о чем говорилось в самом начале.
Смерть Скопина-Шуйского лишила царя последнего защитника. Вскоре армия под командованием Дмитрия Шуйского будет наголову разбита войсками гетмана Станислава Жолкевского. Притом, что числом объединенная русско-польская армия вчетверо превосходила войска Жолкевского. Москва будет оккупирована поляками, царь Василий Шуйский, его брат Дмитрий и Екатерина попали в плен и умерли в заключении в одном из польских замков.
Читайте также:
Василий Шуйский: царь, отказавшийся поклониться польскому королю
Лжедмитрий I: самый недооцененный царь в истории России?
Договор отчаяния: как Швеция помогла России, но лучше бы этого не делала
Первое ополчение: как "спецоперация" поляков сорвала освобождение Москвы